Айгуль: По вашим наблюдениям, где HR-эксперты ищут развитие?
Ильдар: Первый момент, HR-ры никуда не хотят идти. Боимикрия – это область науки, которая изучает, как действуют живые системы, природа и так далее и переносит эти принципы в бизнес системы. В природе нет выгорания. Вода не устает течь, ветер не устает дуть. Усталость – это человеческий феномен, то есть то, что мы придумали. Давайте посмотрим, что такого делает природа, что она не устает. Ответ – это цикличность. Весной природа начинает распускаться, летом достигает пика, осенью мы получаем урожай, зимой природа замирает и т. д. И если мы понимаем, что в нашем метафорическом лете мы энергичны, продуктивны, все успеваем, то как мы проживаем зиму? Природа каждую зиму отдыхает, набирается сил. Мы же себе этого не позволяем. Нам нужно научиться быть в этом состоянии зимы. Понять, что бывает период переосмысления, заземления.
Второй момент, который я замечаю – это идея, а возможно, и новые тренд. Есть competition – конкуренция, есть cooperation – партнерство, а есть coopetition – это соединение двух вещей, когда конкуренты партнерятся, нечто больше, чем коллаборация.
В мире есть кейсы talent cloud, когда IT-эксперты из разных компаний собираются вместе для решения одной задачи. Это другой уровень развития и эмоционального интеллекта. Сегодня этот тренд в HR-сфере Казахстана мы наблюдаем между HR-директорами Altel/Tele2 Айнурой Кошоевой и Beeline Тахминой Кодири.
И третий момент, это совмещение найма и фриланса. Работая в одной компании, можно параллельно брать заказы по другим проектам. С рынка идет огромный спрос на более качественный HR, чем раньше, но HR-экспертов не так много. В связи с этим HR-ры еще больше, чем ранее могут приходить во фриланс. Здесь важны вопросы позиционирования своего опыта, личного бренда и т.д.
Айгуль: Тема личного бренда сейчас стала изъезженной, но при этом мы понимаем, есть репутация и лучше ею управлять, чем она будет жить своей жизнью. Ваше мнение?
Ильдар: Я соглашаюсь с тем, что она стала заезженной. Заезженность появилась, потому что стало очень много ответов на вопрос «как». Как тебе сформировать личный бренд?». Выступай на конференциях, веди социальные сети и т.д. Мне кажется, что нужно задаться вопросов «зачем». Зачем тебе нужен личный бренд? Например, я бегаю по утрам, потому что это модно. Это одна история моей мотивации и дисциплины. Вторая история в том, что, бегая по утрам, я у себя заметил легкое медитативное состояние, от которого мне хорошо. Просыпаясь по утрам, когда я думаю о том, что я буду испытывать это состояние, я с удовольствием бегу туда. Или я бегаю, потому что у нас образовался нетворкинг среди бегунов и мы после бега идем в кафе и пьем чай и т.д. Я тоже в предвкушении этого чая иду бегать. У меня появляется мое «зачем». Когда есть «зачем», ты найдешь и выдержишь любое «как». «Зачем» – это уровень смысла и мотивации. Почему людям сложно пойти в «зачем»? Потому что иногда это «зачем» – не социально-приемлемо. Например, я хочу развивать личный бренд, чтобы получить похвалу и признание. Однако, в социуме это может восприниматься осуждением.
Айгуль: Это нормально хотеть признания?
Ильдар: Абсолютно! В этом смысле нет «нормально», «не нормально», если добираюсь до светлого мотива. Обычно я задаю вопрос -представь у тебя супер-раскаченный личный бренд, какая первая картинка возникает, когда ты это видишь?. Если ответ по типу «я стою на сцене, у меня цветы и мне все аплодируют», тогда мне понятно какой это человек и предлагаю это раскручивать. В ответ - это же неудобно. У меня вопрос - для кого неудобно, что неудобно? В этом смысле нам нужно отказаться от каких-то установок и пойти в свое личное «зачем», тогда точно идея личного бренда обрастет смыслом, а значит энергией для действий.
Все знают, что в истории развития личного бренда важны самодисциплина и регулярность. Поэтому лично я, чтобы история с личным брендом была в долгую, воспринимаю ее как марафон. Найдите свой огонь.
Отдельно хочу остановиться на встрече с так называемым «синдромом самозванца». Есть такие понятия как «отчуждаемые» и «неотчуждаемые» знания, т.е. есть какие-то знания, которые я могу отчуждать и передать, и есть те, которые не могу. «Синдром самозванца» связан со вторым. Например, я записываю подкаст. Что здесь такого? Все записывают. Но когда я смотрю на рынок, то понимаю, что на самом деле не все записывают подкаст. Нужно посмотреть на себя со стороны. Этот момент и есть отчуждение и ответ на вопрос «как» лежит как минимум один ответ.
Как только у вас закончился любой проект, любая деятельность какого-то большого масштаба, вы садитесь и записывайте в заметках и, когда наберется достаточное количество кейсов (эксперты рекомендуют от 9 до 12), вы можете начинать выгружать их в публикации в соцсети. Не важно сколько подписчиков – важно начать. Здесь основной психологический момент про отношение к тому, что я делаю с точки зрения обесценивания или ценности.