А для чего компаниям нужна трансформация корпоративной культуры?
На любую компанию можно посмотреть, как на совокупность людей, процессов и цифровых систем. Все вместе они создают ценность, но результат делают именно люди.
А вот на людей очень сильно влияет корпоративная культура, часто именно она определяет, какие решения они принимают, какие действия осуществляют. Можно даже сказать, что корпоративная культура – это все, что сотрудники и руководители решают и делают. Именно поэтому она является мощнейшим инструментом создания конкурентного преимущества – особенно в меняющемся мире, где людям постоянно приходится учиться думать и поступать по-новому.
Как можно управлять корпоративной культурой?
Если задуматься над тем, как люди принимают решения, то становится понятно, что они исходят из собственных, личных ценностей и из той организационной среды, в которой находятся. Вмешиваться во внутренний мир сотрудников, пожалуй, даже неэтично. А вот воздействовать на организационную среду – можно и нужно.
Здесь есть ряд инструментов, которые можно разделить на обязывающие (правила, график рабочих дней и т.д.) и вдохновляющие (примеры поведения СЕО и т.д.).
Если культура четко описана, а все инструменты направлены на ее поддержание – мы можем рассчитывать получить целевую корпоративную культуру. Иначе корпоративная культура будет противоречивой и неэффективной.
Приведу пример. Это кейс пиццерии, которая первой на рынке анонсировала рекламный слоган: «Мы доставим пиццу за 30 минут, иначе ты получишь бесплатный бонус». Вся корпоративная культура этой компании была нацелена на максимальную скорость. И все успешно работало до тех пор, пока сеть пиццерии не стала расти и расширятся. В маленьких городках, где не было сложного траффика, все продолжало работать. Но в мегаполисах с активным автомобильным движением перед сотрудниками встал вопрос выбора между безопасностью и скоростью. Риски росли, а корпоративная культура больше не работала эффективно. И это стало приводить к сложностям в бизнесе.
Или другой пример. Представим телекоммуникационную компанию, которая декларирует, что одна из ее ценностей — это «клиентоориентированность». При этом у сотрудников отделений и колл-центра сохраняются процессы, которые должны быть реализованы «ровно и четко», без каких-либо отклонений. Но клиенты воспринимают эти действия как неэтичные. Или, например, запланировано повышение тарифов с целью получения максимальной прибыли. Здесь мы опять видим противоречивую корпоративную культуру, которая путает сотрудников, не дает понимания, как им нужно действовать.
Так что, повторюсь, чтобы создать эффективную корпоративную культуру, способствующую реализации стратегии компании, нужно, чтобы она была четко сформулирована, а посылы в компании были непротиворечивы.