QAZAQ REPUBLIC: СПОРТИВНАЯ КОМАНДА С СЕМЕЙНЫМИ ЦЕННОСТЯМИ. 1 ЧАСТЬ
В первом номере нашего журнала вышел материал про поколение GenZ и особенности работы с молодыми коллегами. Своим опытом внедрения решении поделись наши коллеги с компании Qazaq Republic. Статья вызвала большой интерес и у нас появилась идея провести серию материалов на эту тему.
Первый диалог между Генеральным директором Ермек Қазым и HR Директором Дэннисом Хван для журнала “HR Media” состоялся на тему «Рекрутинга и бренда работодателя» в уютном офисе компании.

Дэннис Хван: Сотрудники Qazaq Republic. Кто они? Какие они?

Ермек Қазым: В основном в нашей компании работают молодые ребята. И даже те сотрудники, которые старше по возрасту, они все равно молоды душой. Это прогрессивные, открытые новому, готовые встречать изменения и быстро к ним адаптироваться. И не важно сколько тебе лет. Я вижу, как в обед наши «взрослые» коллеги ходят на спорт, а на тимбилдингах не уступают молодежи. Это очень интересно. Ты как думаешь?

Дэннис Хван: Я заметил то, что в нашей компании все люди похожи друг на друга ценностями и интересами. Конечно, это результат интуитивного рекрутингового процесса, которые был в первые годы создания компании. Сейчас мы уже целенаправленно проводим интервью по компетенциям. И все равно видим кейсы, когда обнаруживаем у наших коллег общие интересы и увлечения. Или недавно в нашей HR-команде мы осознали, что ранее до прихода в Qazaq Republic коллеги работали друг с другом в других проектах или в одних компаниях, но в разные годы. Как показывает аналитика в больше всего в нашем рекрутинге работает реферальная программа. Друзья приводят друзей.

Ермек Қазым: Конечно! Если вспоминать как зарождался процесс набора кадров, когда компания была как start-up, мы искали людей по рекомендациям, через знакомых и друзей. После уже стали подключать другие инструменты. Ты сам как пришел в QR?

Дэннис Хван: Мой друг здесь проходил стажировку. И слушая его рассказы о работе я тоже захотел сюда попасть. На самом деле много ребят пришли таким образом. И удивительно как основной канал подбора кадров тогда на старте, мы сейчас перевели в классический HR процесс.

Ермек Қазым: В самом начале нашего пути всем сотрудникам на собеседованиях мы проговаривали про то, что нам важны 2 качества. Это честность и небезразличие. Решение о приеме всегда принимала команда. Мы всегда спрашивали ваше мнение, на сколько вам будет комфортно работать с этим человеком. Помню у нас был кейс, когда мы попытались внедрить проверку сумок сотрудников на выходе со склада и офиса. В тот момент у нас была на столько семейная культура, что многие ребята ментально не поняли, что это. И вот тогда мы впервые поняли, что не все, казалось бы, правильные процессы к нам применимы.

Дэннис Хван: Да. Здесь также важна и связь с руководителем. Тогда мы были небольшой компанией и могли чаше общаться с Вами, Акмарал и конечно же с Сакеном (прим.ред: учредители компании). Мы чувствовали какие люди подойдут и для комфортной работы с вами. Вы знали кто и какими увлечениями занимался, на кого по специальности учиться и т.д. Лично встречали новых ребят. Сейчас понятно, другие объёмы и команда ТОП менеджеров расширенная, но вы всегда находите время для всех сотрудников.

Ермек Қазым: Связь команды с руководителем очень важна. У нас были кейсы, когда сами руководители отделов продвигали своих сотрудников на другие более высшие позиции. Сейчас да, мы называем это «Внутренний отбор». А тогда это был отбор за разговорами на кухне.
Дэннис Хван: Интересен тот факт, что тогда никто и никому не говорил, что своих сотрудников продвигать — это круто. Это делалось от души, ребята понимали, что, если сейчас его сотрудник нужнее на другом участке и это важно для команды, то он рекомендовал и я бы даже сказал активно продвигал его. Было не осознанное ощущение того, что достижение ребят из твоей команды — это результат всей команды. Руководители тогда не осознанно понимали, что достижение сотрудников их команды - это и их результат.

Ермек Қазым: Фишка внутреннего отбора еще в том, что сотрудники чувствуют свой рост. Они растут вместе с компанией. Они растут вместе с коллегами. Процессы адаптации ранее были простые и проходили мягко. Вы работали вместе в сторе, потом один ушел на склад, другой в онлайн поддержку и через какое-то время вы пересеклись в офисе.

Дэннис Хван: Сейчас все сложнее. Мы проводим Welcome тренинги и у нас есть программа QR Buddy. А в целом если человек соприкоснулся с Qazaq Republic, сел в этот корабль, развивается на работе и не боится новых задач, то у него всегда есть возможность расти. Для меня это первая компания, в которой я работаю. Конечно, подрабатывал в других местах, но основное место работы всегда был Qazaq Republic.

Я не знаю как все устроено в других компаниях изнутри. Много читаю кейсов, расширяя нетворкинг. общаюсь с друзьями. И когда я им говорю, что у нас в компании 70% людей переходят по внутреннему отбору не все сразу верят. Они думают, что так компания экономит. На самом деле это не основная цель. Ребята работают эффективно, у них горят глаза изучать новое, почему бы им не дать эту возможность. И таких кейсов на самом деле у нас много. Половина ТОП менеджмента – это ребята, которые начинали с линейных позиции.

Ермек Қазым: На старте мы не думали, что это будет как целый процесс. А сейчас это крутой HR проект.

Дэннис Хван: Есть конечно шероховатости, но в целом результаты хорошие.

Ермек Қазым: Сейчас я часто слышу термин «бренд работодателя». Как ты думаешь он у нас есть?

Дэннис Хван: Когда я работал Директором магазина и лично проводил отбор на позицию продавцов-консультантов. Пришла девушка, только закончила школу и искала подработку. Я задал ей стандартный «Почему Вы хотите работать в Qazaq Republic?» Она ответила, что если компания создает крутые продукты, то здесь должны работать крутые ребята. Поэтому я хочу быть частью этой крутой команды. Мы только в прошлом году начали системно работать над нашим брендом работодателя. А все что было до этого, то это сила бренда самого продукта.

Я не скажу, что на ярмарках вакансии в университетах к нашему стенду много людей подходят. Но те, кто подходят, спрашивают есть ли у нас стажировка. Мы рассказываем, что у нас нет стажировки, у нас оплачивают вашу работу. В Qazaq Republic можно работать и параллельно учиться.

Конечно, сейчас это возможно только на линейных позициях. Но для сотрудника, который только пришел в компанию - это старт. Первый опыт работы, который еще и оплачивают.

Ермек Қазым: Я сегодня в офисе заметил как ребята заказали суши для всех коллег. Или вчера все вместе кушали арбуз. Часто вижу как они после работы все вместе ходят на фитнес, посещают кинотеатры и концерты. Или недавно приезжал сотрудник с другого города в отпуск в Алматы. Из 5 дней отпуска 3 дня он привел в офисе. С коллегами из Алматы. Это показатель. Сейчас идет «Лига брендов» по футболу, где участвует наша сборная. Людей не заставишь вечером прийти и смотреть футбол. А тут ребята сами приходят и искренне болеют. Прошлый раз новые ребята со склада пришли. Еще и с семьей. Никто не заставляет. Просто сами пришли. Это и корпоративная культура, и бренд работодателя.

Дэннис Хван: По словам организаторов у нас самая большая фан база среди компании участников.

Ермек Қазым: Еще бы вы выигрывали в футбол (прим. ред. Смеется)

Дэннис Хван: Я думаю мы уже подошли к необходимости активной работы над брендом работодателя. Не стихийно как сейчас. А системно, по классике. Но эксперименты тоже будут. Мы это любим делать.

Ермек Қазым: С другой стороны не стоит на второй план ставить «готовых» экспертов, которые также приходят в компанию. Да, они сразу на ТОПовые позиции идут. Структурируют наши процессы. Они ведь приходят тоже на бренд. И здесь конечно же больше про внести вклад в развитие казахстанского продукта и передача знаний. Я вижу, что им порой бывает сложно. Изначально им кажется, что здесь со всеми сюсюкаются. Но со временем видно результаты.

Дэннис Хван: Те кто зашел на корабль Qazaq Republic чувствуют себя комфортно!