Лола Раззакова
Партнер, ведущий бизнес-тренер/методолог и консультант компании ООО “Global Competence”, Узбекистан
Аккредитованный тренер-преподаватель и супервизор Международной Школы Бизнес-Тренеров ICBT
Опыт в проведении бизнес-тренингов более 10 лет
Опыт в сфере HR более 20 лет.
Обучение сотрудников уже давно перестало быть статичным процессом – оно эволюционирует, адаптируясь к новым требованиям рынка и меняющимся ожиданиям людей. Сегодня основными драйверами изменений становятся представители поколения Z – молодые специалисты, которые массово выходят на рынок труда и требуют совершенно иных подходов к обучению. Как адаптируется корпоративное обучение к этим изменениям? Какие навыки и компетенции теперь необходимы бизнес-тренерам?
Партнер, ведущий бизнес-тренер/методолог и консультант компании ООО “Global Competence”, Узбекистан
Аккредитованный тренер-преподаватель и супервизор Международной Школы Бизнес-Тренеров ICBT
Опыт в проведении бизнес-тренингов более 10 лет
Опыт в сфере HR более 20 лет.
Обучение сотрудников уже давно перестало быть статичным процессом – оно эволюционирует, адаптируясь к новым требованиям рынка и меняющимся ожиданиям людей. Сегодня основными драйверами изменений становятся представители поколения Z – молодые специалисты, которые массово выходят на рынок труда и требуют совершенно иных подходов к обучению. Как адаптируется корпоративное обучение к этим изменениям? Какие навыки и компетенции теперь необходимы бизнес-тренерам?
Разберёмся подробнее.
Итак, как поколение Z меняет корпоративное обучение?
Поколение Z выросло в мире, где доступ к информации мгновенный, а традиционные форматы обучения уже не вызывают интереса, например классический тренинг для них уже не подходит. Они не готовы слушать даже 20 минутные минилекции или читать длинные методические материалы – их обучение должно быть динамичным, интерактивным и персонализированным. Кроме того, они ориентированы на постоянную обратную связь, стремятся к индивидуальному подходу и ожидают прозрачности карьерных возможностей. Среди ключевых предпочтений молодых сотрудников можно выделить несколько главных направлений:
Геймификация – элементы игры делают процесс обучения более увлекательным, вовлекают и мотивируют. Механики вроде рейтингов, челленджей, виртуальных наград и сценарных квестов повышают интерес к обучающим материалам.
Образовательные программы внутри компаний перестраиваются под новые реалии. Вот несколько ключевых тенденций:
1. Персонализированные траектории обучения – на смену стандартным курсам приходят адаптивные программы, которые подстраиваются под уровень знаний, интересы и карьерные цели каждого сотрудника.
2. Мультиформатность – современные корпоративные программы сочетают онлайн и офлайн-обучение, самостоятельное изучение материалов и живые сессии с тренерами, работу с кейсами и коучинговые сессии.
3. Развитие soft skills – эмоциональный интеллект, креативное мышление, навыки коммуникации и работы в команде становятся приоритетными. Компании осознают, что профессиональные знания устаревают, а гибкие навыки позволяют сотрудникам адаптироваться к изменениям.
4. Искусственный интеллект и Big Data – анализ данных помогает персонализировать обучение, предлагать сотрудникам именно те курсы и материалы, которые им нужны в данный момент.
5. Непрерывное обучение (Lifelong Learning) – корпоративное развитие больше не ограничивается разовыми тренингами. Теперь это постоянный процесс, интегрированный в рабочие задачи и культуру компании.
Чтобы соответствовать современным реалиям, бизнес-тренеру необходимо обладать широким набором компетенций, давайте перечисленным хотя бы семь:
Международная школа бизнес-тренеров ICBT (International College of Business Trainers), которая обучает тренеров России, Казахстана и Узбекистана – ведущая площадка по подготовке бизнес-тренеров, предлагающая комплексный подход к обучению. Программа ICBT разработана с учётом современных трендов и включают:
Таким образом, обучение в ICBT даёт будущим тренерам не только фундаментальные знания, но и практические инструменты, необходимые для работы с современными поколениями сотрудников, включая Z и альфа. Это делает выпускников ICBT востребованными специалистами, способными внедрять инновационные форматы и повышать эффективность корпоративного обучения с отличительным почерком работы через гармонию и любовь к участникам.
Итак, как поколение Z меняет корпоративное обучение?
Поколение Z выросло в мире, где доступ к информации мгновенный, а традиционные форматы обучения уже не вызывают интереса, например классический тренинг для них уже не подходит. Они не готовы слушать даже 20 минутные минилекции или читать длинные методические материалы – их обучение должно быть динамичным, интерактивным и персонализированным. Кроме того, они ориентированы на постоянную обратную связь, стремятся к индивидуальному подходу и ожидают прозрачности карьерных возможностей. Среди ключевых предпочтений молодых сотрудников можно выделить несколько главных направлений:
- Микрообучение – небольшие, но ёмкие образовательные модули, которые можно усваивать в удобном темпе. Это могут быть короткие видеоуроки, чек-листы, интерактивные тесты или задания на мобильных платформах.
Геймификация – элементы игры делают процесс обучения более увлекательным, вовлекают и мотивируют. Механики вроде рейтингов, челленджей, виртуальных наград и сценарных квестов повышают интерес к обучающим материалам.
- Практико-ориентированные форматы – поколение Z ценит обучение, которое сразу можно применить на практике. Кейсы, симуляции, бизнес-игры, работа в группах и имитационные тренинги – всё это делает процесс освоения знаний максимально эффективным.
- Социальное обучение – молодые специалисты любят учиться через общение и совместную работу. Форматы наставничества, коллабораций, командных челленджей и дискуссионных клубов значительно увеличивают вовлечённость.
- Цифровые инструменты – онлайн-платформы, мобильные приложения, виртуальная и дополненная реальность, чат-боты – всё это становится неотъемлемой частью образовательного процесса.
- Безоценочная обратная связь – представители поколения Z ценят конструктивную, но ненавязчивую обратную связь, которая помогает им развиваться без страха осуждения или негативных последствий.
КАКИЕ ТРЕНДЫ В ОБУЧЕНИИ ПЕРСОНАЛА ДОМИНИРУЮТ СЕГОДНЯ?
Образовательные программы внутри компаний перестраиваются под новые реалии. Вот несколько ключевых тенденций:
1. Персонализированные траектории обучения – на смену стандартным курсам приходят адаптивные программы, которые подстраиваются под уровень знаний, интересы и карьерные цели каждого сотрудника.
2. Мультиформатность – современные корпоративные программы сочетают онлайн и офлайн-обучение, самостоятельное изучение материалов и живые сессии с тренерами, работу с кейсами и коучинговые сессии.
3. Развитие soft skills – эмоциональный интеллект, креативное мышление, навыки коммуникации и работы в команде становятся приоритетными. Компании осознают, что профессиональные знания устаревают, а гибкие навыки позволяют сотрудникам адаптироваться к изменениям.
4. Искусственный интеллект и Big Data – анализ данных помогает персонализировать обучение, предлагать сотрудникам именно те курсы и материалы, которые им нужны в данный момент.
5. Непрерывное обучение (Lifelong Learning) – корпоративное развитие больше не ограничивается разовыми тренингами. Теперь это постоянный процесс, интегрированный в рабочие задачи и культуру компании.
КАКИМИ КОМПЕТЕНЦИЯМИ ДОЛЖЕН ОБЛАДАТЬ СОВРЕМЕННЫЙ БИЗНЕС-ТРЕНЕР?
Чтобы соответствовать современным реалиям, бизнес-тренеру необходимо обладать широким набором компетенций, давайте перечисленным хотя бы семь:
- Гибкость и адаптивность – способность перестраивать программы под разные аудитории и находить подход к любому поколению.
- Развитые цифровые компетенции – умение использовать онлайн-платформы, интерактивные сервисы, работать с VR/AR-обучением.
- Коучинговый подход – тренер должен не только передавать знания, но и помогать участникам раскрывать их потенциал, мотивировать и направлять.
- Игровые методики – навыки геймификации делают тренинги более интересными и вовлекающими.
- Эмоциональный интеллект – понимание эмоций участников, создание доверительной атмосферы и умение выстраивать эффективные коммуникации.
- Креативное мышление – умение находить нестандартные решения, разрабатывать увлекательные обучающие программы и применять инновационные методики.
- Аналитические способности – умение оценивать эффективность обучения, адаптировать программы и внедрять улучшения на основе обратной связи и результатов.
ПОДГОТОВКА БИЗНЕС-ТРЕНЕРОВ С УЧЁТОМ НОВЫХ РЕАЛИЙ
Международная школа бизнес-тренеров ICBT (International College of Business Trainers), которая обучает тренеров России, Казахстана и Узбекистана – ведущая площадка по подготовке бизнес-тренеров, предлагающая комплексный подход к обучению. Программа ICBT разработана с учётом современных трендов и включают:
- Геймификацию – тренеры осваивают игровые техники, которые делают обучение динамичным и эффективным.
- Коучинговый подход – обучение строится на глубоком понимании психологии взрослых участников, что помогает не просто передавать знания, а развивать самостоятельное мышление.
- Работу с разными поколениями – будущие тренеры учатся адаптировать программы под аудитории с разными ожиданиями и стилями обучения.
- Интерактивные методики – программы включают работу с цифровыми инструментами, создание сценарных тренингов, использование VR/AR-технологий в обучении.
- Навыки ведения стратегических сессий, фасилитации – будущие тренеры осваивают методики управления групповой динамикой, что особенно важно при работе с поколением Z, требующим интерактивного подхода.
- Гибкость обучения – форматы обучения в ICBT позволяют сочетать очное и дистанционное обучение, а также персонализировать программы под конкретные запросы тренеров и компаний.
- Пред тренинговую диагностику – тренеры получают знания, как грамотно анализировать потребности аудитории, выявлять ключевые пробелы в знаниях и адаптировать программу под конкретные задачи бизнеса.
- Определение игровых удовольствий аудитории – бизнес-тренеры осваивают методики выявления мотиваторов обучения через игровые механики, что позволяет сделать процесс максимально увлекательным и результативным.
- Сертификацию IIMD – выпускники получают международный сертификат, который подтверждает их профессиональную компетентность и высокий уровень подготовки.
Таким образом, обучение в ICBT даёт будущим тренерам не только фундаментальные знания, но и практические инструменты, необходимые для работы с современными поколениями сотрудников, включая Z и альфа. Это делает выпускников ICBT востребованными специалистами, способными внедрять инновационные форматы и повышать эффективность корпоративного обучения с отличительным почерком работы через гармонию и любовь к участникам.